Доступные файлы

Файлы не загружены.

Похожие обсуждения

Борисова Н.П. Началось обсуждение Борисова Н.П. 7 года/лет назад
Каштанова Татьяна Викторовна,

 с. Красный Яр, ГБОУ СОШ с. Красный Яр, 

учитель начальных классов
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса.

     Так же одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому.

     Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия. Каким должен быть эффективный урок? Как построить и провести эффективный урок?

       Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

      Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, когда в этом есть заинтересованность родителей, можно говорить о его эффективности.

    С чего же начинается эффективный урок? С постановки цели урока. Для чего мы проводим урок? Чему научимся? Где это нам пригодится? И если дети сами смогут ответить на этот вопрос, мы, как минимум, можем заинтересовать ребенка в необходимости тех или иных знаний, полученных на уроке.

     Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

       Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД.

         Так в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

           В настоящее время учащиеся получают огромное количество информации из самых разных источников, поэтому учитель вынужден иначе строить урок. Каждый такой урок начинается с попыток самостоятельно разобраться в новом материале под руководством учителя.

       При такой организации урока формируются навыки самостоятельной работы с учебником, с книгой вообще. Такая работа способствует возникновению у учащихся вопросов к учителю, повышает познавательный интерес, развивает навыки самостоятельной мыслительной деятельности.

Для этой работы я использую УМК О.Н.Крыловой «Чтение.Работа с текстом». К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексики и пунктуации. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

     В своей работе я пользуюсь и тестовой формой работы. Тестовая работа позволяет ученику воспринимать целостную структуру материала, так как в ней устанавливается связь предыдущего материала с последующим. Тесты формируют умения применять знания в различных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, умения ставить и достигать определенные цели, а также формируют навыки самоконтроля обучаемых.

Для отработки различных тем по русскому языку, я использую развивающие раскраски Анны Вайнруб «Самые проблемные темы по русскому языку. 1-2 класс»

Дети раскрашивают предложенную картинку, выполняя задания на ту или иную тему.

Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Сочетание педагогических технологий с новыми информационными технологиями облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности и тем самым повышает активизацию познавательной деятельности учащихся.

        Так на уроках я стараюсь использовать интерактивную доску с целью привить интерес к предмету, активизировать работу учащихся на уроке, наглядно анализировать допущенные ошибки глазами учащихся.

      Например, при изучении темы «Родственные слова» на уроке русского языка дети, проведя исследование слов с помощью интерактивной доски, самостоятельно пришли к выводу, какие слова называются «родственными».

  Для повышения интереса к предметам в своей работе я использую и информационно-коммуникационных технологий. Так дети активно занимаются на платформе «Учи.ру.». Класс зарегистрирован полностью, но конечно не все, к сожалению, активны. В данном случае, без понимания и отклика родителей не обойтись. Но есть ученики, которые постоянно дома выполняют задания по различным предметам, являются участниками и победителями олимпиад, проводимых на этой платформе.

        Не секрет, что дети приходят в школу очень активные. Дети не только не слышат учителя и одноклассников на уроке, но я столкнулась с тем, что на своё имя откликаются с 8- 10 раза. О каком восприятии материала здесь вообще может идти речь! Для повышения устойчивости внимания, стимулирования мыслительных процессов, я на уроках и внеурочных занятиях провожу различные игры, «Мозговые гимнастики». Например:

1. «Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы):дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Качайте головой медленно из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Выполнят 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки ушей три раза.

4. «Моргание» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

Для развития слуховой памяти и слухового восприятия дети выполняют различные задания. Например: учитель читает пословицы и поговорки, а дети записывают только названия чисел, которые услышали.

1.Семь бед- один ответ.

2.Два сапога-пара.

3.На все четыре стороны.

4.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

5.Обещанного три года ждут.

6.Как свои пять пальцев.

7. Не трусливого десятка.

Так же для развития памяти, внимания, сообразительности, быстроты реакции провожу «Разминку». Нужно быстро ответить на вопросы. Некоторые вопросы могут быть с подвохом.

Например:

1.Какое сегодня число? День недели?

2.Как кричит осёл?

3.Наименьшее однозначное число?

4.На чем путешествовал Емеля?

5.Как называется рот у птицы?

6.Кто сидит на троне и управляет царством?

7.Сколько гласных звуков в русском языке? Букв?

8. Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить?

И конечно без анализа урока, без исправления ошибок, мы не можем говорить об эффективности урока.

Методов существует множество. Только применять их надо в системе, к конкретному классу, теме и в определённом возрасте. Только тогда можно добиться не просто обучения, а развития, развития творческого, раскрытия учащихся.

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется не только индивидуальным стилем учителя, но и личностным своеобразием учеников, ответственности родителей.
Список литературы и интернет-ресурсов

1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

2. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А.Турик , Н.А. Осипова.- Ростов Н/Д: Феникс,2009.

3.ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие:В.И.Громова, Т.Ю Сторожева.-Саратов,2013.

4.Блинова Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации:Е.Р.Блинова /Образование в современной школе.-2003.№11.

5.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)/методическое пособие, 2 класс курс «РПС»-М.:Росткнига,2008.

6. https://www.kakprosto.ru

7. https://infourok.ru

8. https://uchi.ru

9. https://pedsovet.su

Загрузка содержимого, подождите, пожалуйста.
Ответы
Елена
Елена Татьяна Викторовна, я полностью с вами согласна.Эффективность урока - это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне... Показать больше 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Ольга
Ольга Очень интересны упражнения для мозга! Читать мне было интересно, спасибо)) 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Правдина Наталия Аликовна
Правдина Наталия Аликовна Мне очень понравилась Ваша статья! Меня очень заинтересовали игры и «Мозговые гимнастики»на уроках и внеурочных занятиях. Для развития слуховой... Показать больше 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Каштанова Т.В.
Каштанова Т.В. Спасибо за отзывы. Каждый учитель хочет заинтересовать ученика, развить его способности. И сейчас, конечно, большую помощь в подготовке к уроку... Показать больше 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Светлана Дорофеева
Светлана Дорофеева Татьяна Викторовна, поддерживаю Вашу совместную деятельность с "Учи.ру". Очень занимательный и полезный сайт как для учеников, так и для родителей с учителями... Показать больше 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Анна
Анна Татьяна Викторовна, отличная статья! Взяла на заметку "Мозговую гимнастику" и "Разминку", современные дети действительно отличаются гиперактивностью и нуждаются в упражнениях,... Показать больше 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Галина Ивановна Фадеева
Галина Ивановна Фадеева Здравствуйте, Татьяна Викторовна. Понравились упражнения, которые Вы проводите с детьми. Себе тоже возьму на заметку. Чтобы урок был эффективен,... Показать больше 7 года/лет назад
loader
loader
Attachment