Окружная интернет-конференция "Тенденции развития...
Целью проведения Интернет-конференции является активизация научной и творческой деятельности...
Формирование информационной культуры школьников
Доступные файлы
Файлы не загружены.
Похожие обсуждения
-
Методические рекомендации для организаторов Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет субъектов Российской Федерации по проведению акции в 2016 году
Ответов: 0 Опубликовано в Безопасный интернет
- Информатика. 7 класс. "Формирование изображений на экране монитора"
- «Театр – как средство формирования связной речи дошкольников» Театрализованная деятельность позволяет детям эмоционально и творчески раскрыться. Приятно знать что вы практикуете эту деятельность.
Зоя
Началось обсуждение Зоя 7 года/лет назад
Формирование информационной культуры школьников.
Макарова Зоя Петровна
ГБОУ СОШ села Орловка
м.р. Кошкинский
учитель начальных классов
zoy33152@yandex.ru
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры .
Мы понимаем под информационной культурой следующее: «Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей».
ФГОС НОО среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяет требования, непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности:
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Кроме того, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Этапы формирования информационной культуры включают в себя:
1. Формирование потребности в информации.
2. Правильное формулирование информационного запроса.
3. Правильный выбор информационного источника.
4. Поиск информации в источниках.
5. Критическая оценка, отбор, дифференциация информации, выделение значимой информации.
6. Хранение и использование информации.
Формирование информационной культуры начинается с первого дня пребывания ребенка в школе. Данный процесс охватывает как урочную, внеурочную и внеклассную подсистемы. Дети знакомятся с УЛО на уроках, учатся ими пользоваться, это им нравится, поэтому необходимо учить грамотно пользоваться ноутбуком, нетбуком, телефоном, планшетом. Учащиеся самостоятельно выходят в интернет и чтобы оградить их от внешнего негативного влияния периодически проводим занятия с участием персонажа «Интернешка», который в игровой форме обучает правильному поведению в сети. Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их защищать, выступать перед аудиторией. Наши дети принимают активное участие в районных, окружных научно-практических конференциях учащихся.
При правильной организации деятельности по формированию информационной культуры у младших школьников формируются следующие УУД:
-личностные (самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности);
-познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно - следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы)
-коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);
-регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).
Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России
Литература:
1. Гендина Н.И. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 208 с
2. Сотникова Е.А.Информационная культура личности – актуальная проблема современного общества http://www.culture29.ru/upload/medialibrary/a20/a20379b9eb567fd57c5be76d9b6c67c1.pdf
Ответы
Светлана
Приобретение навыков информационной грамотности открывает перед учителями и учащимися больше возможностей, и позволяют сделать процесс обучения...Приобретение навыков информационной грамотности открывает перед учителями и учащимися больше возможностей, и позволяют сделать процесс обучения более динамичным и интересным.
Показать больше
7 года/лет назад
Лариса
Зоя Петровна,при формировании информационной культуры школьников необходимо использовать здоровьесберегающие технологии и соблюдать режим...Зоя Петровна,при формировании информационной культуры школьников необходимо использовать здоровьесберегающие технологии и соблюдать режим организации учебной деятельности. Работа учителя по формированию информационной культуры школьников должна способствовать снятию учебной перегрузки и росту их познавательной активности.
Показать больше
7 года/лет назад
Правдина Наталия Аликовна
Зоя Петровна, я с Вами полностью согласна, с тем, что чтобы не «затеряться» в огромном потоке информации, необходимо иметь навыки работы с...Зоя Петровна, я с Вами полностью согласна, с тем, что чтобы не «затеряться» в огромном потоке информации, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. В большинстве своём дети в среднем звене не имеют этих навыков и впитывают в себя "как губка" с просторов интернета и плохое, и хорошее.
Показать больше
7 года/лет назад
Романова Татьяна
Зоя Петровна, я согласна с вами. Действительно, современное общество через самые разнообразные источники предоставляет ребёнку огромные объёмы...Зоя Петровна, я согласна с вами. Действительно, современное общество через самые разнообразные источники предоставляет ребёнку огромные объёмы информации и широкие возможности для самостоя¬тельной познавательной деятельности. Важное место здесь занимают ресурсы, предоставляемые в сети Интернет. С другой стороны, Интернет является свое¬образным зеркалом информационных процессов, происходящих в современном обществе: избыточность информации сосуществует с серьёзными информацион¬ными лакунами, информация структурирована по различным признакам, не свя¬занных прямо с задачами конкретного пользователя, информация по одному и тому же вопросу не редко носит противоречивый характер. Поэтому освоение учащимися способов поиска информации в Интернете, с одной стороны, само по себе является его внутренним ресурсом, с другой - позволяет формировать ин¬формационную компетентность в целом. А пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом функциональной грамотности
Показать больше
7 года/лет назад
Галина Ивановна Фадеева
Здравствуйте, Зоя Петровна. В наше время информационная культура ребятам нужна. И здесь главная роль отводится учителю. Вы рассказали в своей...Здравствуйте, Зоя Петровна. В наше время информационная культура ребятам нужна. И здесь главная роль отводится учителю. Вы рассказали в своей статье, какую работу проводите Вы по формированию информационной культуры ребят. Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний. Человек, овладевший необходимым уровнем информационной культуры, не только имеет возможность получать качественное образование, но и убежден в необходимости образования в течение всей жизни. Он владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно. Спасибо за статью Творческих успехов Вам.
Показать больше
7 года/лет назад
Каштанова Т.В.
Дети в наше время рано знакомятся с компьютерами. Многие хорошо ориентируются уже и в интернете. Но, действительно, с информационной культурой дети...Дети в наше время рано знакомятся с компьютерами. Многие хорошо ориентируются уже и в интернете. Но, действительно, с информационной культурой дети не знакомы. И учитель должен помочь ориентироваться в информационном мире, показать не только плюсы, но и минусы. Очень важный вопрос Вы затронули в своей статье. Спасибо.
Показать больше
7 года/лет назад
- Вы здесь:
- Главная
- Группы
- Окружная интернет-конференция "Тенденции развития образования в условиях информационного общества"
- Обсуждения
- Формирование информационной культуры школьников