Доступные файлы

Файлы не загружены.

Похожие обсуждения

Светлана Александровна Прошунина Началось обсуждение Светлана Александровна Прошунина 6 часа(-ов) назад 46 минут(-ы) назад
                                 Прошунина Светлана Александровна, Коммуникативные практики как фундамент морального сознания: развитие эмпатии, кооперации и этики диалога в детском сообществе. СП д/с «Журавлёнок» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М.Зеленого п.г.т. Новосемейкино, воспитатель.   

                             Каждое поколение имеет свои ценности,

                               Однако существуют универсальные ценности и

                             правила поведения, которые

                             передаются от одного поколение к другому.

Вопрос нравственного воспитания — является одной из самых сложнейших и актуальных проблем, требующих внимание всех, кто занимается детям. То, что мы внушаем ребёнку сегодня, проявится в будущем, станет частью его жизни и нашей.

К сожалению, сегодня как никогда ранее, у детей ест доступ к низкопробным образцам поведения. Они рано усваивают отрицательный опыт взрослых и получают не самые лучшие примеры взаимодействия и поведения. В детской среде нередко встречаются проявления грубости, насилия и жестокости.

Период дошкольного возраста является ключевым для формирования личности. В это время ребёнок должен не только готовиться к школе, но и развивать свою духовную жизнь. Эти годы станут нравственного, интеллектуального, эмоционального роста, который будет значимым в том случае, когда ребенок живет насыщенной жизнью сейчас, а не только готовится к обучению в будущем. В нашей стране есть множества замечательных воспитателей, каждый из которых становится — наставником, однако и им нужна поддержка особенно в методическом плане. Известно, сколько усилий прикладывают воспитатели для подготовки необходимых материалов и пособий. Многое вещи приобретается за свой собственный счет, а многие создаются специально под конкретные задачи.

Общее пожелание можно выразить так: «требуется большое количество методических рекомендаций, а для работы необходима разработанная программа с конспектами бесед, пакетом диагностики, о чем и как говорить с родителями и детьми». Общество и профессиональное сообщество также стремятся внести свой вклад, обеспечивая детские сады практическими материалами для работы. Это особенно важно, когда речь идёт о духовно-нравственном воспитании, где имеют значение, как устное так и печатное слово. Да, знание о правильном поведении не означает, не всегда совпадать с поступками. Дети подвержены эмоциональным порывам, иногда не могут контролировать свои желания, проявляют упрямство, протесты, но это все не умаляет значимость воспитания через слово.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется значительный жизненный опыт. Дети способны воспринимать в литературе события, каких не было в их собственном опыте. Усложняется понимание литературных героев, им становятся доступны персонажи, с противоречивыми поступками, и сложными мотивациями. Таким образом художественная литература помогает ребёнку выйти непосредственно за пределы восприятия и погружает его в мир, отличающего от своего, с разнообразными моделями человеческого поведения. Через литературу ребенок познает не только окружающий мир, осваивая социальные отношения и нравственные основы жизни. Сюжеты художественных произведений помогают детям разобраться в понятиях добра и зла, правда и ложи, простого и правильного.

 Первый раздел хрестоматии «Разговор под цветущими липами» посвящен трудным временам, которая пережила наша страна в 40-е годы ХХ века. В этих строках представлены живые, искренние истории человеческих судеб, воспоминания и размышления о тех днях, которые люди пришли в годы войны.

Второй раздел посвящен вопросам, волнующим каждого ребенка и являющимся крайне важными для взросления. Это забота, любовь, дружба, прощение, благодарность, а также все, что мешает человеку это испытать.

Третий раздел книги вступает в диалог о связи духовной жизни человека с природой и обществом, в то время как четвертый раздел посвящен семье. Тексты написаны с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного и составляют пространство для различных эмоций – радости, печали, гордости, а так же для размышлений и обсуждений в группе.

Хрестоматия включает не только тексты для чтения, в том числе вслух, но и наставления Иоанна, старца Псково-Печерского монастыря, а так же материалы для бесед. Это важно, потому что концепция Макаренко заключалось в том, что обращение детей к литературе должно начинаться с чтения вслух. Важно не забывать читать вслух, даже после того как ребёнок научился самостоятельно читать. Педагог подчеркивал необходимость обсуждение прочитанного, что способствует формированию у детей здоровых литературных предпочтений и критического подхода к прочитанному.

Он так же рекомендовал рассматривать иллюстрации вместе с детьми, что важно для развития их воображения и представлений о жизни. Воспитатель помогает детям понять основные нравственные идеи текста с помощью вопросов, а также своим умением работать с детскими литературными произведениями, подчёркивая главную мысль и позицию автора.

Чтение хрестоматии может стать для ребенка не только инструментом для получения знаний, но и источником богатой духовной жизни. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Основные идеи, с которыми они знакомятся, может сделать для них ориентирами в повседневной жизни. Ребенок начинает сопоставляет свой собственный опыт с моралью, представленной в книге. Поскольку книга является авторитетом, у него формируется правильная этическая оценка событий, которые он наблюдает. Моральные нормы и правила приобретают живую форму художественном произведении. Здесь поучение уходит на второй план, позволяя личному опыту и восприятию занять центральное место.

Это не назидание, а творческое восприятие. Как писал Сухомлинский, «…не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь...».

Я бы хотела закончить свой текст цитатой Василия Александровича: «Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, обогащать свой духовный мир, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, — таков мой идеал воспитания».

Список литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование». Научный журнал включен в перечень ВАК при МИНОБРНАУКИ РФ. Ru en. ISSN 2782-4519 (Print) 16+ ISSN 2949-5962 (Online).

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с художественной литературой». М: «Творческий центр», 1998г

4. Фролова О.А. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи

Ответы
Галина
Галина Добрый вечер! Светлана Александровна, ваш заголовок статьи - это больше чем заголовок. Это педагогическая метафора. Как липы создают особое, уютное... Показать больше 16 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment