Доступные файлы

Файлы не загружены.

Похожие обсуждения

Анастасия Началось обсуждение Анастасия 10 часа(-ов) назад 1 минуту назад
Гаврюшенко Анастасия Николаевна
Конструирование гражданской и культурной идентичности: от «малой родины» к «большому миру»
СП «Детский сад №17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино, воспитатель.

Воспитание гражданина мира с корнями: как говорить о родине и человечестве

Современный мир характеризуется глобализацией, стиранием границ в информационном пространстве и высокой мобильностью. В этих условиях перед системой дошкольного образования встаёт сложнейшая задача: как помочь ребёнку сохранить свои корни, почувствовать себя частью своей страны и культуры, и при этом воспитать его открытым и толерантным гражданином мира? Ответ на этот вызов мы находим в последовательном построении идентичности по принципу «от малой родины к большому миру», который заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (6).

Этот принцип не является новым, но в современных реалиях он приобретает критическую важность. Нравственное становление личности начинается с любви к тому, что близко и дорого, и лишь затем, на этой прочной основе, формируется уважение к многообразию глобального мира, что является ключевой задачей нравственного воспитания в современном мире (3).

1. Вызовы современности в конструировании идентичности

Прежде чем говорить о практиках, обозначим ключевые вызовы, с которыми мы сталкиваемся:

1. Размывание традиционных ценностей и дефицит живого общения. Виртуальная среда часто подменяет реальный опыт, обедняя эмоциональное восприятие ребенка.

2. Клиповость сознания. Детям сложно удерживать внимание на глубоких, последовательных темах, требующих погружения (таких как история семьи, города, традиции).

3. Многонациональный состав групп. Это одновременно и богатство, и вызов, требующий от педагога тонкой работы по воспитанию уважения к другим культурам, без ущерба для формирования собственной культурной опоры.

4. Сложность абстрактных понятий. Для дошкольника такие понятия, как «государство», «нация», «культура» – слишком абстрактны. Их необходимо переводить на язык конкретных образов, эмоций и действий, что отражено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (4).

2. Эффективные практики: поэтапный маршрут от «малой родины» к «большому миру»

Наш педагогический опыт показывает, что эффективное конструирование идентичности должно быть системным и проходить через несколько взаимосвязанных этапов.

Этап 1. «Я и моя семья» – фундамент идентичности

· Практика «Древо моей семьи». Дети вместе с родителями создают генеалогическое древо, узнают профессии и увлечения старших членов семьи. Это формирует чувство причастности к роду, понимание преемственности поколений, как подчеркивается в работах Е.К. Ривиной (7).

· Проект «Семейные реликвии». Ребёнок приносит в группу и рассказывает историю одной семейной вещи (фотография, награда, предмет быта). Это делает историю осязаемой и лично значимой, что способствует нравственному воспитанию через личный опыт (5).

Этап 2. «Моя малая родина» – расширение горизонтов

Здесь мы выходим за рамки семьи, но остаёмся в зоне непосредственного опыта ребёнка.

· Практика «Краеведческие прогулки и квесты». Изучение не просто достопримечательностей города/посёлка, а их истории: «Почему эта улица так называется?», «Кому поставлен этот памятник?». Это развивает познавательный интерес и чувство гордости за свой край, что является основой патриотического воспитания через краеведение (8).

· Проект «Музей в группе». Создание тематических мини-музеев: «Природа нашего края», «Народные промыслы», «История одной улицы». Дети являются не пассивными зрителями, а соавторами и экскурсоводами, что полностью соответствует принципам проектной деятельности дошкольников (1) и знакомства с окружающим миром (2).

Этап 3. «Моя большая страна – Россия» – осознание гражданской принадлежности

На основе любви к малой родине рождается чувство принадлежности к большой стране.

· Практика «Символика как история и ценность».

Изучение флага, герба, гимна не как формальных символов, а как рассказов о природе, истории и ценностях страны. Например, создание коллективного коллажа «Что означает цвет нашего флага?». Эта работа напрямую способствует формированию гражданско-патриотических чувств (10).

· Цикл занятий «Путешествие по карте России». Знакомство с разнообразием ландшафтов и культур народов России через сказки, музыку, костюмы, национальные игры. Мы подчёркиваем: наша сила – в единстве и многообразии, что является одной из целей нравственного воспитания в детском саду (5).

Этап 4. «Большой мир: я – часть человечества» – формирование толерантности и глобального мышления

И только теперь, имея прочную культурную и гражданскую основу, мы знакомим ребёнка с глобальным миром.

· Практика «Сказки народов мира». Чтение и сравнение сказок разных народов. Дети видят, что, несмотря на различия, все люди ценят добро, смелость, честность и семью. Это эффективный метод формирования толерантности (9).

· Проект «Глобус дружбы». Изучение традиций празднования Нового года, детских игр, приветствий в разных уголках планеты. Мы организуем «международные» фестивали, где каждая группа представляет культуру выбранной страны, используя технологию проектной деятельности (1).

· Экологическое воспитание «Планета – наш общий дом». Участие в акциях по сбору макулатуры, подкормке птиц, бережному отношению к воде. Это формирует ответственность не только за свой двор, но и за планету в целом, интегрируя нравственное и экологическое воспитание.

Заключение

Конструирование гражданской и культурной идентичности у дошкольников – это не набор разрозненных мероприятий, а целенаправленный, последовательный и глубоко личностный процесс. Двигаясь по маршруту «Семья → Малая Родина → Большая Страна → Большой Мир, мы закладываем в ребёнке тот нравственный стержень, который позволит ему быть патриотом своей земли, не испытывая неприязни к другим, и гражданином мира, не теряя своей уникальной культурной принадлежности, что является главной целью, обозначенной в ФГОС ДО (6) и Концепции (4).

Только так мы сможем воспитать поколение, способное сохранить прошлое, конструктивно действовать в настоящем и строить гармоничное будущее.

Список использованной литературы

1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М. : Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.

2. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир [Текст] : программа и методические рекомендации / О. В. Дыбина. — М. : Мозаика-Синтез, 2008. — 96 с.

3. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире [Текст] / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 5. — С. 3-9.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2019. — 24 с.

5. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. — М. : Мозаика-Синтез, 2008. — 80 с.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 15.10.2023).

7. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Е. К. Ривина. — М. : Мозаика-Синтез, 2009. — 128 с.

8. Федотова, А. М. Патриотическое воспитание дошкольников через краеведение [Текст] / А. М. Федотова // Воспитатель ДОУ. — 2020. — № 4. — С. 45-52.

9. Щербакова, И. А. Формирование толерантности у старших дошкольников в процессе ознакомления с культурами народов мира [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Щербакова. — М., 2015. — 210 с.

10. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у старшего дошкольника [Текст] / Т. А. Якушева // Ребенок в детском саду. — 2018. — № 1. — С. 34-38.
Ответы
Лариса Бочкарёва
Лариса Бочкарёва Анастасия Николаевна!<br />Работа масштабная, содержательная.<br />Педагогических методов и приемов задействуется в проекте разнообразие.<br />Хотелось... Показать больше 9 часа(-ов) назад 43 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment
Галина
Галина Статья «Воспитание гражданина мира с корнями» - одна из самых сложных и актуальных тем в современном дошкольном воспитании. Статья является... Показать больше 4 часа(-ов) назад 55 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment
Галина
Галина Добрый вечер! Анастасия Николаевна, спасибо за ваш свежий, практико-ориентированный взгляд на эту тему, которую вы затронули в своей статье... Показать больше 40 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment