КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ФУНДАМЕНТ МОРАЛЬНОГО...
Доступные файлы
Файлы не загружены.
Похожие обсуждения
-
Конкурсы для учителей информатики
Участвуйте в конкурсе ИНФО-2018!
Приглашаем вас принять участие в юбилейном XV Всероссийском конкурсе научно-практических работ по методике обучения...
Ответов: 9 Опубликовано в Методическое объединение учителей информатики СЗУ
-
Методические рекомендации для организаторов Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет субъектов Российской Федерации по проведению акции в 2016 году
Ответов: 0 Опубликовано в Безопасный интернет
- Занятие-путешествие в подготовительной группе "Животный мир полярных районов" Нина Викторовна, большое спасибо за презентацию.. Жалко что у меня не открылась прослушивание музыкального сопровождения. Очень интересная и...
Галина
Началось обсуждение Галина 15 часа(-ов) назад 11 минут(-ы) назад
Казакова Галина Николаевна
СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
Воспитатель
В современном мире, где общение часто сводится к коротким сообщениям и взаимодействию с экранами, целенаправленное развитие этики диалога становится критически важным для формирования нравственного сознания ребёнка. Современные дети растут в условиях, которые создают уникальные трудности для формирования классических нравственных качеств. Что такое нравственность для дошкольника? Это не сложные философские понятия, а простые, но жизненно важные вещи:
- Умение сказать «здравствуйте» и «спасибо».
- Способность поделиться игрушкой и пожалеть того, кто упал.
- Понимание, что своё мнение есть не только у него, но и у друга.
- Умение договариваться, а не добиваться своего криком.
- Чувство стыда за плохой поступок и радость – за хороший.
Формирование морального сознания ребёнка — это кропотливое строительство, где каждый кирпичик — это опыт общения, взаимодействия и совместного переживания. И фундаментом этого здания служат коммуникативные практики, которые мы целенаправленно выстраиваем в детском сообществе. Мораль не воспитывается нотациями. Она рождается в живом общении между детьми. Ребёнок приходит в детский сад с пониманием мира, где он — центр. Наша задача — мягко показать ему, что вокруг есть другие дети со своими чувствами и желаниями. Наша задача — мягко и последовательно помочь ему войти в мир «Мы». Этот переход от «я» к «мы» происходит только через общение, только через качественную, этически выверенную коммуникацию. Казалось бы, всё просто. Но почему сегодня воспитывать стало сложнее?
Посмотрим на вызовы современности, с которыми сталкиваемся и мы, и родители.
1. Индивидуализм общества:
- Культ успеха и личных достижений часто превалирует над ценностью коллектива и взаимопомощи. Ребенку сложнее понять выгоду и радость от кооперации. У многих детей возникают сложности в совместной игре, нежелание делиться, идти на компромисс, восприятие другого ребенка как конкурента, а не партнера.
2. Виртуальный мир и «экранная культура»:
- Дети с ранних лет погружены в гаджеты. Общение через гаджеты вытесняет живой диалог. Ребёнок не видит мимики, жестов, интонации, не учится "считывать" эмоции другого. Это напрямую тормозит развитие эмпатии. В следствии дефицит навыков невербальной коммуникации, трудности в понимании чужих чувств, импульсивность реакций.
3. Дефицит свободной игры со сверстниками:
- Жизнь по строгому расписанию (кружки, занятия) и гиперопека лишают детей пространства для самостоятельного выстраивания отношений. Именно в свободной игре рождаются правила, договорённости и решаются конфликты – основа этики диалога.
4. Многообразие моделей поведения:
- Ребёнок сталкивается с противоречивыми моделями поведения в семье, в саду, в мультфильмах, в интернете. Ему сложнее выработать единую систему нравственных координат. Следствие – ситуативность в поведении, неустойчивость моральных суждений.
Как же, современном мире, помочь детям стать хорошими людьми. Необходимо выстраивать образовательную среду, где коммуникация является не фоном, а основным процессом.
* Развиваем эмпатию: учимся слушать и слышать сердцем.
Эмпатия — это не просто «пожалеть». Это умение по-настоящему понять чувства другого.
Коммуникативные практики для развития эмпатии:
- Проводим «утренние круги» и «вечерние сборы», где каждый ребёнок имеет право быть выслушанным. Мы не просто даем слово, мы учим других детей смотреть на говорящего, не перебивать, а затем задавать уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что ты расстроился?». Воспитатель выступает моделью, проговаривая чувства детей: «Я вижу, Катя, ты грустишь. Хочешь рассказать почему?».
- Чтение художественных произведений с последующим обсуждением: «Как ты думаешь, что почувствовал зайчик, когда его выгнали из избушки?», «А что бы ты почувствовал на его месте?». Инсценировки и ролевые игры, где ребёнок примеряет на себя роль другого (врача, родителя, обиженного друга), позволяют ему буквально «войти в его шкуру».
- Учим детей выражать свои чувства через «Я-сообщения»: «Я огорчился, когда ты забрал мою машинку», вместо обвинительного «Ты плохой!». Это смещает фокус с осуждения на передачу своих эмоций, что понятнее и безопаснее для собеседника.
* Учимся сотрудничать: вместе — мы сила.
Умение действовать сообща для достижения общей цели, что невозможно без эффективной коммуникации. Кооперация — это осознание, что мы можем достичь большего вместе. Здесь мы практикуем:
- Проектная деятельность и совместные задачи – это задания, которые невозможно выполнить в одиночку: построить один большой мост на всю группу, приготовить вместе салат, разыскать «клад» по карте, где каждому отведена своя роль. Дети вынуждены договариваться, распределять роли, слушать идеи друг друга, идти на компромисс. Они на практике видят ценность совместных усилий.
- Сюжетно-ролевые игры с сложным сюжетом. Здесь ребёнок учится следовать правилам роли, учитывать интересы других игроков, выстраивать диалог в рамках заданного контекста. Например - игры в «больницу», «космонавтов», «строителей», где есть несколько взаимосвязанных ролей. Врач должен общаться с медсестрой и пациентом, капитан корабля — с космонавтами.
- Создание общих правил: Мы не просто спускаем правила группы «сверху». Мы коллективно их вырабатываем: «Давайте подумаем, какое правило поможет нам, чтобы все могли спокойно играть?». Когда ребёнок сам участвовал в создании правила, он понимает его смысл и чувствует ответственность за его соблюдение перед всем сообществом.
В результате дети усваивают, что успех группы — это и их личный успех. Они учатся ценить вклад каждого, поддерживать слабых и получать удовольствие от достигнутого вместе.
* Этика диалога: учимся общаться цивилизованно.
Этика диалога — это «правила дорожного движения» в мире коммуникации. Без них любое взаимодействие превращается в хаос и приводит к конфликтам. Без правил общение превращается в крик и обиды. Как это происходит у нас:
- Вводим «правило поднятой руки» — говорим по очереди.
- Учимся не перебивать — даем каждому высказаться.
- Показываем, как можно вежливо не соглашаться: «Я понимаю твою точку зрения, но я думаю иначе».
- Разрешаем конфликты через переговоры: садимся вместе и ищем решение, которое устроит всех.
В итоге общение в группе становится цивилизованным, предсказуемым и безопасным. Дети усваивают, что у каждого есть право на голос и что любая проблема может быть решена через диалог, а не через силу или агрессию.
Коммуникативные практики – это и есть «ткань» нравственного воспитания в современном мире. Развивая эмпатию через диалог, кооперацию через совместную деятельность и этику через создание правил, мы не просто учим детей «хорошо себя вести». Мы закладываем фундамент их морального сознания – способности понимать другого, договариваться с ним и строить с ним осмысленные, гуменные отношения. В детском сообществе, построенном на таких принципах, нравственные нормы рождаются из личного опыта и живого общения, а не навязываются извне, что делает их по – настоящему прочными т осознанными.
Литература:
1. Лисина М.И, «Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми» 1985г.
2. Абрамова Г.С. «Психология развития. Возрастная психология» 2017г.
3. Алексеева, А. О православном дошкольном воспитании в России / А. Алексеева // Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 4-12
4. Абраменкова В. В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира.,- М..1999
5. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть III. Семья в русской литературе XIX в. – М., 2001
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / М.И. Богомолова / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. - 231 с.
Ответы
Ветчанова А.Г.
добрый день. пропишите, пожалуйста, направление
13 часа(-ов) назад 37 минут(-ы) назад


- Вы здесь:
-
Главная
-
Группы
-
Окружная интернет-конференции «Нравственное воспитание дошкольников: вызовы современности и эффективные практики»
-
Обсуждения
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ФУНДАМЕНТ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ: РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ, КООПЕРАЦИИ И ЭТИКИ ДИАЛОГА В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ.