Елена Началось обсуждение Елена 3 дня(-ей) назад
Дубинина Елена Алексеевна – воспитатель высшей категории.

Медведева Татьяна Николаевна - воспитатель первой категории.

Кетикова Дильназ Сериковна – воспитатель.

Структурное подразделение «Детский сад «ЯРкий»» ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Направление: Коммуникативные практики как фундамент морального сознания: развитие эмпатии, кооперации и этики диалога в детском сообществе.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Игра— важнейший инструмент развития и социализации ребенка. Через игровую деятельность дети осваивают нормы поведения, формируют представление о добре и зле, приобретают важные жизненные навыки. Игра способствует развитию эмоциональной сферы, воображения, познавательных процессов и, самое главное, закладывает основу для дальнейшего усвоения культурных и моральных норм.

Однако практика показывает, что многие дошкольники сталкиваются с трудностями в освоении основных нравственных категорий. Проблема, по нашему мнению, кроется в следующем:

- Изменение стиля воспитания в семье,

- Воздействие массовой культуры и цифровых технологий,

- Отсутствие целенаправленного педагогического воздействия на развитие моральных качеств.

Цель нашей работы выяснить влияние игры на развитие нравственных качеств у старших дошкольников и определить оптимальные игровые подходы для формирования положительного поведения.

Работа проходила следующим образом:

1.Наблюдение: Мы наблюдали поведение детей в естественных условиях (игры дома, детский сад).

2.Интервьюирование: Были проведены интервью с родителями и педагогами.

Вопросы для родителей:

1. Как вы считаете, какую роль играет игра в развитии вашего ребенка?

2. Какие игры предпочитает ваш ребенок и почему?

3. Замечаете ли вы положительное влияние игр на его поведение и взаимоотношения с другими детьми?

4. Есть ли у вас опыт совместной игры с ребенком, и как это влияет на ваше взаимодействие?

5. Что, по-вашему, важнее всего развивать в вашем ребенке через игру?

6. Чувствуете ли вы, что школа достаточно серьезно относится к воспитательным задачам и вовлеченности родителей в учебный процесс?

7. Испытываете ли вы трудности в организации досуга ребенка вне школы?

8. Часто ли ваш ребенок делится впечатлениями от школьных игр или занятий?

9. Согласны ли вы с утверждением, что игры способствуют формированию устойчивых моральных норм?

10. Какой вклад, по вашему мнению, ваша семья вносит в развитие положительных черт характера вашего ребенка?

Пример интервью с педагогами Вопросы для педагогов:

1. Насколько важна игра в учебном процессе для ваших воспитанников?

 2. Используете ли вы специализированные игры, направленные на развитие определенных навыков и нравственности?

3. Отмечали ли вы положительный эффект от внедрения игр в образовательный процесс?

4. Какие преимущества и недостатки вы видите в применении игровых техник в обучении?

5. Чем отличаются современные дети от предыдущих поколений в плане восприятия игр и их значения?

6. Столкнулись ли вы с ситуациями, когда применение игр оказывалось неэффективным? 7. Имеются ли различия в поведении детей разных возрастных групп при участии в играх? 8. Какие меры вы предпринимаете для повышения заинтересованности родителей в воспитательном процессе?

9. Видите ли вы связь между играми и развитием самооценки, уверенности в себе у детей? 10. Каким образом игры влияют на сплоченность детского коллектива?

3. Экспериментальное исследование: Дети принимали участие в играх, направленных на выявление уровня сформированных моральных представлений.

1. «Помоги другу» Описание: Один ребенок изображает друга, попавшего в беду (потерялся, устал, испачкался). Остальные дети предлагают помощь и варианты выхода из ситуации. Задача игры: Оценить степень эмпатии, желание оказать помощь другому человеку, понимание важности заботы о близких.

2. «Доброе дело» Описание: Воспитатель описывает ситуацию («Маша обидела Колю»), просит детей придумать добрые поступки, которые помогли бы исправить положение. Задача игры: Определить, насколько развито чувство справедливости, стремление восстановить справедливость, проявить заботу о другом ребенке.

3. «Что правильно?» Описание: Перед ребенком ставится ситуация («Петя нашел кошелек, полный денег»). Нужно выбрать правильный поступок (вернуть деньги хозяину, оставить себе, поделиться с друзьями). Задача игры: Узнать, как дети понимают честность, понятие собственности, ценность правдивости и ответственности перед собой и окружающими.

4. «Хорошее настроение» Описание: Ребенку предлагаются карточки с эмоциями («радость», «грусть», «обида»). Его задача — объяснить, почему тот или иной персонаж испытывает данную эмоцию и как поступить, чтобы поднять настроение грустящему персонажу. Задача игры: Исследовать уровень осознанности эмоций, сочувствия и желания поддерживать хорошее настроение окружающих.

Данные игры помогают выявить, насколько глубоко у детей сформированы элементарные моральные установки, а также предоставляют взрослым возможности для коррекционной работы и индивидуального консультирования.

После проведения работы мы сделали следующие выводы:

- Дети охотно участвуют в совместных играх, предпочитая активные и интерактивные виды активности.

- Во многих ситуациях игра выступает основным способом разрешения конфликтов и принятия решений.

- Эмоциональный компонент занимает важное место в игре: радость победы, разочарование поражения выступают стимулом для дальнейшего совершенствования игровых навыков.

Интервью: Родители отметили, что именно через игру ребёнок усваивает наиболее важные ценности, учится сотрудничать и проявлять уважение к другим людям.

      На основании проведённой работы мы выделила следующие методы и приёмы, используемые в нашей практике:

      1.Игротерапия: Использование специализированных игр, направленных на решение конкретных психологических задач (преодоление страхов, снятие агрессии, обучение конструктивным способам решения конфликтов).

      2.Совместные занятия: Привлечение взрослых к играм позволяет обеспечить контроль над процессом, своевременно исправляя негативные проявления и поощряя положительные поступки.

3.Сюжетно-ролевые игры: Подобные игры позволяют детям примерять разные социальные роли, развивая умение понимать чужие чувства и действовать справедливо.

Мы считаем, что использование игровых методов особенно полезно для формирования у детей понимания добрых поступков, справедливости и взаимоотношений с окружающими. Необходимо продолжать развивать данную тему. Изучение способов передачи моральных ценностей через игру позволит создать действенные программы профилактики негативных влияний внешней среды на подрастающее поколение.

Подводя итог, отметим важность игр для воспитания дошкольников. Через игру дети усваивают главные понятия о добре и зле, дружбе и взаимопомощи. Наша задача — объяснить, почему нужно больше внимания уделять играм, давать детям свободу для творчества и учиться в комфортной атмосфере.

Список литературы

1. Мухина В. С. М92 Детска я психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 е.. ил.

2. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2025.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2023.

Ответы
Лариса Бочкарёва
Лариса Бочкарёва Уважаемые коллеги!<br />Безусловно , игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и да она была и остаётся самым эффективным методом в... Показать больше вчера
loader
loader
Attachment