«ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ — К БОЛЬШОМУ МИРУ: ФОРМИРОВАНИЕ...
Доступные файлы
Файлы не загружены.
Похожие обсуждения
-
Конкурсы для учителей информатики
Участвуйте в конкурсе ИНФО-2018!
Приглашаем вас принять участие в юбилейном XV Всероссийском конкурсе научно-практических работ по методике обучения...
Ответов: 9 Опубликовано в Методическое объединение учителей информатики СЗУ
-
Методические рекомендации для организаторов Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет субъектов Российской Федерации по проведению акции в 2016 году
Ответов: 0 Опубликовано в Безопасный интернет
- Занятие-путешествие в подготовительной группе "Животный мир полярных районов" Нина Викторовна, большое спасибо за презентацию.. Жалко что у меня не открылась прослушивание музыкального сопровождения. Очень интересная и...
Данилова Нина Викторовна
Началось обсуждение Данилова Нина Викторовна 7 часа(-ов) назад 30 минут(-ы) назад
Данилова Нина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко» ГБОУ ООШ с. Старая Ивановка
Направление: Конструирование гражданской и культурной идентичности: от «малой родины» к «большому миру»
В условиях сельского малокомплектного детского сада, где в одной группе обучаются дети от 2 до 7 лет, формирование гражданской и культурной идентичности становится особенно значимым. Отсутствие городской инфраструктуры компенсируется богатством живого культурного и природного окружения: родное село, семья, традиции, память — всё это становится основой для нравственного и патриотического воспитания.
В нашей разновозрастной группе мы выстраиваем целостную систему, в которой «малая родина» — не абстракция, а живое пространство повседневного опыта. Дети участвуют в уходе за природным окружением: собирают листья и шишки на территории сада, участвуют в акциях «Чистое село», «День Эколят – молодых защитников Природы», «День Земли» (оформляем большую стенгазету), отмечают «День русской берёзы» и «День птиц». С детьми ставили экологическую постановку «Колобок спешит на помощь». Мы учим детей сортировать мусор, создаём костюмы из упаковок и пакетов, участвуем в «КосмоФесте» и акции «Елочка, живи!». На участке растут лишь 12 елей и одна берёза — символ России, — и мы бережно относимся к каждому дереву. К Новому году территория оформляется совместно с детьми и родителями.
Особое значение имеет работа с памятью. Я самостоятельно готовила презентацию о ветеранах Великой Отечественной войны наших воспитанников. Эти материалы мы смотрим в группе на большом экране. Дети приносят фотографии прабабушек и прадедушек, и мы создаём «Стену памяти» — уголок, где каждый портрет сопровождается именем и историей. Это органично перерастает в участие в акции «Бессмертный полк», возложение цветов к памятнику землякам 9 мая и 22 июня, чтение «Дневника Тани Савичевой». Ежегодно проводим акцию «Читаем детям о войне» — в саду и в сельской библиотеке, смотрим презентации о городах-героях, памятниках, детях-антифашистах. К 23 февраля и 9 мая оформляем выставки «Российский солдат» и «Советский воин», изготавливаем ласточек с письмами в клювах.
Гражданская идентичность формируется и через понимание государственных символов: отмечаем День России, День российского флага, День воссоединения Крыма с Россией, знакомимся с Конституцией РФ, проводим мероприятия о правах ребёнка.
Культурная идентичность укрепляется через погружение в традиции. Мы посещаем школьный музей, где изучаем материалы о пионерском движении и проводим беседы об участниках ВОВ, СВО и Афганистана, а также экспозицию «Русская изба» в СДК. Однажды на веранде детского сада мы создали мини-музей, пополненный экспонатами от семей. Даже как разовая акция, он оставил у детей яркое впечатление.
Особую роль играют народные и общероссийские праздники. На Масленицу дети с родителями изготавливают куклы в русских народных платьях для районного конкурса «Сударыня Масленица». На Пасху и Рождество ходим по домам села с поздравлениями. Традиционно встречаем Жаворонков вместе с работниками СДК. Отмечаем День народного единства — знакомимся с народами России, их костюмами и обычаями.
Семейные праздники занимают важное место в нашем календаре: День матери, День отца, День семьи, 8 Марта, 23 февраля. Дети готовят песни, танцы, стихи, участвуют в совместных играх с мамами, папами, бабушками и дедушками, дарят открытки и поделки, сделанные своими руками. К Новому году мы украшаем группу и территорию сада, готовим праздничную программу — и каждый номер становится выражением любви и благодарности близким. Также проводим День пожилого человека, День бабушек и дедушек. В этом году дети подготовили большую открытку с живыми цветами для учителей школы.
Явным проявлением культурной гордости стало участие в праздновании Дня славянской письменности и культуры, в смотрах художественной самодеятельности в СДК: в русских костюмах дети выступали на сцене с хороводами, частушками и народными песнями. Зрители — жители села — тепло принимали выступление, а у детей оставалось чувство: «Мы часть этой культуры». Мы регулярно участвуем в районном фестивале «Созвездие талантов».
Поддержку традициям оказывают и семьи. На выставке «Мамины руки не знают скуки» родители приносят вышивки, вязаные изделия — всё это становится частью развивающей среды. В рамках проектов «Почему хлеб — это важно?», «Илья Муромец», «Народы России» (все — призовые на окружном уровне) дети исследуют символы, обычаи, героев — и формируют целостный образ своей Родины.
Особым проектом стала разработка детьми макета «Мой безопасный маршрут» — с указанием всех дорожных знаков между двумя деревнями. Это не только вклад в безопасность дорожного движения, но и проявление заботы о своём пространстве.
Внедрение описанной системы даёт ощутимые результаты. Дети самостоятельно вспоминают и называют имена героев своей семьи, рассказывают о традициях, различают государственные символы, проявляют инициативу в заботе о природе. Родители отмечают, что дети стали более внимательными к старшим, стараются помогать дома, интересуются историей села. Наш опыт подтверждён призовыми местами в окружных конкурсах — «Первые открытия», «Огородные истории», «Лучшая разновозрастная группа». Это свидетельствует не только о творческой активности, но и о глубине усвоения ценностей, что и является главной целью нравственного воспитания.
Таким образом, в условиях разновозрастной сельской группы мы создаём целостную систему гражданского воспитания, основанную на:
– личной и семейной памяти,
– уважении к героическому прошлому и настоящему,
– заботе о родной природе и культуре,
– живом участии в культурной и общественной жизни села,
– партнёрстве с семьёй, школой и сообществом.
Именно такой подход позволяет каждому ребёнку — от двухлетнего малыша до будущего первоклассника — почувствовать: «Я здесь нужен. Я помню. Я горжусь. Я принадлежу».
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013.
Фундаментальная основа ФГОС ДО. — М., 2023.
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОО. — Минпросвещения РФ, 2021.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2020.
Николаева С.Н. «Юный эколог»: парциальная образовательная программа. — М., 2020.
- Вы здесь:
-
Главная
-
Группы
-
Окружная интернет-конференции «Нравственное воспитание дошкольников: вызовы современности и эффективные практики»
-
Обсуждения
- «ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ — К БОЛЬШОМУ МИРУ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА»