Тема: «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей »

Выполнила: воспитатель Парфиненкова Лариса Владимировна СП д/с «Снежинка» ГБОУ СОШ пос.Коммунарский

Краткая аннотация проекта:

Культура родного края - это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. В процессе приобщения к малой Родине душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера.

    Термин "музейная педагогика" пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 в.в. В последние десятилетия "музейная педагогика" приобретает большую популярность в дошкольном образовании: создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель и задачи проекта

Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по краеведению через приобщение к русской народной культуре с использованием мини-музея « Русская изба».

Задачи:

1. Познакомить детей и родителей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.

2. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

4. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

5. Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

6. Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность по краеведению.

Обоснование актуальности проекта

Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

      Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

Готовность к реализации проекта

В ДОУ уже был создан ранее мини-музей « Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, детская люлька, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.

Мини-музей расположен в отдельном помещении в ДОУ, что дает возможность посещать «Русскую избу» в любое время проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.

Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

 с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);

 с педагогами – презентация опыта работы;

 с родителями - в совместной деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

Основные направления работы по проекту:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.

3. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

 Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

 Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

1.Разработать методы диагностики детей старшего и подготовительного к школе возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.

2.Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.

3.Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей среднего, старшего и подготовительного возраста с мини-музеем «Русская изба»

 Заключительный этап

Задачи:

1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:

2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.

3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Список используемой литературы:

1. Программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

2. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

3. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

4. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

5. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».

6. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

7. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. М.Айрисс-пресс, 2006.

8. Интернет-ресурсы.



Ответы
Катя
Катя Лариса Владимировна с большим интересом прочитала вашу статью, спасибо! 1 месяц назад
loader
loader
Attachment
Наталья
Наталья Очень интересная статья , спасибо! 1 месяц назад
loader
loader
Attachment
Назарян Ани Андраниковна
Назарян Ани Андраниковна Спасибо за такую интересную и познавательную статью! 1 месяц назад
loader
loader
Attachment
Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна Здравствуйте. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор. песни, сказки,... Показать больше 4 недель(-и) назад
loader
loader
Attachment
Людмила
Людмила Здравствуйте. Ваш проект по созданию музея очень актуален в наше время. Хорошо что родители вместе с детьми совершают открытия познают свой родной... Показать больше 2 недель(-и) назад
loader
loader
Attachment
Карпунина Елена Георгиевна
Карпунина Елена Георгиевна Добрый вечер! Музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим... Показать больше 1 неделю назад
loader
loader
Attachment