Светлана Васильевна Началось обсуждение Светлана Васильевна 3 года/лет назад
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Семибратова Светлана Васильевна

ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка

муниципального района Кошкинский

учитель истории, обществознания

sеmibratova-71@mail.ru

Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не умеют грамотно обращаться с активами, не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.

Всем известно, что главный враг успеха — это однообразие и монотонность, которые рождают скуку. Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс активные методы обучения, разнообразные средства и приёмы, благодаря которым развивать познавательный интерес учеников, результатом чего станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность. Именно по этой причине необходимо использовать различные методические приемы, направленные на развитие финансовой грамотности.

1. Деловая игра. Преимущество деловой игры заключается в том, что хотя и моделируется реальная ситуация, но из-за сокращения временного промежутка, предоставляется возможность решить и увидеть конечный результат в течение короткого отрезка времени. Во время игры ребята активно обсуждают, моделируют практическую ситуацию, предлагают разные варианты решения поставленной задачи, все это помогает им, с учетом полученных знаний, в реальной жизни принимать правильные решения. Н-р: деловая игра «Приключения Робинзона»

2. Одним из самых известных методов является «мозговой» штурм. В рамках формирования финансовых компетенций, он идеально подходит для этого. «Мозговой» штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

3. Прием «Кластер» - данный приём предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке. Благодаря использованию на уроках схем, ученики лучше понимают то, что изучают. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы. Это могут быть слова, словосочетания, выражающие идеи, факты, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг них могут находиться менее значимые смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Н-р: ребята составляют кластер «Деньги».

4.Достаточно интересным и актуальным является метод проектов. Работа обучающихся по методу проектов строится как индивидуальная самостоятельная, так и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. При этом ученики сами выбирают себе группу единомышленников, распределяют обязанности. Можно предложить такие темы для проекта как «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев»,«СМС-мошенничества», «10 новых профессий в финансовой сфере» и другие.

5. Круглый стол – это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола – выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения. Н-р: круглый стол на тему: «Положительные и отрицательные аспекты кредитования»

6. Дискуссия. Она возникает на основе общения учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом в процессе решения проблемы. Это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения.Можно выделить три типа задач для проведения дискуссий.

а) С выбором предложенного решения проблемы. Н-р: бабушке подарили на юбилей 50 тыс.рублей. Она решила спросить детей, как лучше распорядиться деньгами. Они предложили ей варианты: положить в банк, отложить на отдых, потратить на лечение, купить подарок. Какой вариант вы считаете наиболее рациональным?

б) Необходимо самому суметь предложить несколько вариантов разрешения проблемы. Н-р: что делать, если мы хотим отправиться в путешествие через год, но денег на это у нас нет? Как заложить расходы на поездку в годовой семейный бюджет?

в) Самостоятельно поставить вопрос, понимая, что ответ может быть неоднозначным. Н-р: нужно ли помогать многодетным семьям? Если да, то как? или Почему заниматься бизнесом рискованное дело?

7. С учениками 6-7 классов можно использовать прием Рисунки. Например, рисуем рекламу - это помогает развить творческие способности, формировать навыки работы по воображению, обобщить знания о рекламе.

10. Одним из приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун» (рыбий скелет). Он направлен на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме. С его помощью ребенок учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме.

11. Желательно проводить уроки с приглашением специалистов – юристов, экономистов, банковских служащих, которые помогут детям разобраться в важных вопросах, связанных с экономикой.

12. Ну и конечно, решение познавательных и логических задач. Это поможет ученикам овладеть основными познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями.

В результате всех форм и методов работы у обучающихся формируется понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения; они знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов, учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи, составлять личный финансовый план. Школьники используют приобретенные знания для прогнозирования влияния событий, происходящих в экономике страны и мире, на благосостояние своей семьи и для правильного принятия финансовых решений.

Литература

1. Кузина О., Ибрагимова Д. «Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России», М., 2017.

2. Абрамов С.А. «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателей» (Волгоград ГБОУ СПО) «ВТЭК», 2015.

3. Липсиц И.В., Рязанова О., Лавренова Е.Б., «Финансовая грамотность, 8-9 кл.: методические рекомендации для учителя (М: Вита - Пресс), 2014.

4. Н. Смирнова «Финансовая грамотность для детей подростков», М. 2017.

Ответы
Горина Наталья Константиновна
Горина Наталья Константиновна Светлана Васильевна, тема, затронутая Вами в статье, очень актуальна. Финансовая грамотность необходима каждому человеку для:<br /> - выработки целесообразных... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Светлана Васильевна
Светлана Васильевна Спасибо, Наталья Константиновна 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Валентина
Валентина Светлана Васильевна, очень интересный материал. Такие методические приёмы позволят каждому школьнику получить необходимый для жизни практический... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Андрей
Андрей Принцип сознательности и активности Коменского Я.А всегда давал положительный результат как в обучении, так и в воспитании. Можно завидовать вашим... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Киселев Д.А.
Киселев Д.А. Современный цифровой мир невозможно представить без финансовых знаний и умений. Сейчас, подчас, бывает сложнее распорядиться своими финансовыми... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Ольга
Ольга Светлана Васильевна, очень актуальная тема на сегодняшний день. Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment