Формирование читательской грамотности на уроках...
Доступные файлы
-
Загружено участником Кузьмина А.А.Просмотров 15 0.56MB
Похожие обсуждения
-
Методические рекомендации для организаторов Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет субъектов Российской Федерации по проведению акции в 2016 году
Ответов: 0 Опубликовано в Безопасный интернет
- Занятие-путешествие в подготовительной группе "Животный мир полярных районов" Нина Викторовна, большое спасибо за презентацию.. Жалко что у меня не открылась прослушивание музыкального сопровождения. Очень интересная и...
- Занятие в подготовительной к школе группе "Машины загадки" Ой! Это моя игра!!! )))))
Кузнецова Ирина Сергеевна
Началось обсуждение Кузнецова Ирина Сергеевна 4 года/лет назад
Автор: Кузнецова Ирина Сергеевна, п.г.т Волжский, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский, учитель начальных классов, ISKvoljski@yandex.ru
Читательская грамотность – способность человека читать и понимать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтение – это метапредметное учебное действие, являющееся основой успешной учебной деятельности в целом. На сегодняшний день перед современной начальной школой поставлена задача формирования читательской грамотности младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО читательская грамотность – это один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с текстом», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
Читательская грамотность включает в себя следующие умения, необходимые для работы с текстами:
1) умения, полностью основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании элементарные суждения:
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
– умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– опираясь на текст, сформулировать элементарные выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контекста собственных знания читателя:
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с младшими школьниками. Например: технологии проблемного обучения, игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. Очень интересна современная образовательная технология – Проектная задача. Я применяю ее на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия:
- рефлексия (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-целеполагание (ставить и удерживать цели);
-планирование (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Главное отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. При этом разные проектные задачи потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы.
Структура проектной задачи
1. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей.Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Уроки литературного чтения представляют хорошую возможность для формирования и развития УУД младших школьников в процессе решения проектных задач. Приведу примеры проектных задач:
Проектная задача «Город букв» (1 класс)
Обучающимся предлагается поселить жильцов в «Город букв» («Улица букв гласных звуков», «Улица букв парных согласных звуков», «Улица звонких непарных согласных звуков» и т.д.). Каждой группе предстоит осуществлять отбор нужного им материала.
Проектная задача «Устное народное творчество»
Учащимся предлагается принять участие в разработке и выпуске журнала «Устное народное творчество». Создавая свой журнал, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют произведениями устного народного творчества, пользуясь художественными текстами. Детям предстоит не только осуществлять отбор материала, но и преобразовывать его, так как необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.
У данной проектной задачи нет единственного правильного варианта решения. Каждая группа создает свой «продукт», и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, дает простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Результат, который должны получить учащиеся: иллюстрированный журнал, в котором помещены произведения устного народного творчества, собранные детьми.
Проектная задача «Загадки»
Для работы над этой проектной задачей учащимся предлагается отобрать из предложенных текстов только загадки для проведения занятия «Встреча с бабушкой Загадушкой», и разделить их на четыре группы по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе». Впоследствии ученики с отобранным и оформленным материалом примут участие в мероприятии. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка»; понятиями из курса окружающего мира «неживая природа», «живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». Умеют анализировать, классифицировать и обобщать.
«Ребята, разделитесь на пары. Каждая пара возьмите листочек с текстом. Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только загадки, вырезать, распределить их на группы по темам и приклеить под соответствующим заголовком: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе»».
Проектная задача «Картины русской природы в литературных произведениях»
Центральным действием при решении этой проектной задачи «Картины русской природы в литературных произведениях», является установление соответствия между временем года и литературным произведением, расположение времён года в правильной последовательности. В качестве продукта деятельности, учащиеся должны будут составить календарь времён года используя литературные произведения и картины. Для того чтобы прийти к конечному результату, ученики должны распределить между собой времена года, подобрать стихи поэтов соответствующие времени года, после этого расположить времена года в правильном порядке и составить календарь времён года.
Метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он дает младшему школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусева, Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.
2. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.
3. Колесова, О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.
4. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебная хрестоматия практикум / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2007. – 512 с.
5. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011, 176 с.
Ответы
Любовь
Ирина Сергеевна! Очень интересна современная образовательная технология – Проектная задача, которую можно применять на уроках и во внеурочной...Ирина Сергеевна! Очень интересна современная образовательная технология – Проектная задача, которую можно применять на уроках и во внеурочной деятельности. Спасибо Вам большое!
Показать больше
4 года/лет назад
- Вы здесь:
- Главная
- Группы
- Окружная Интернет-конференция «Функциональная грамотность обучающихся как условие повышения качества образования» в 2020 году
- Обсуждения
- Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах