Калашникова О.В. Началось обсуждение Калашникова О.В. 5 года/лет назад
Примеры заданий на развитие креативности мышлений

 Примеры заданий на развитие креативности мышлений

 Задания на развитие гибкости мышления.

1) Разработать несколько способов использования законов и явлений.

2) Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием:

- вычленить проблему;

- составить план решения;

- сформулировать гипотезы;

- выбрать и обосновать лучший способ решения.
 Задания на развитие оригинальности мышления.

1) Определить «правильность» решения задачи.

2) Придумать слово, необычную задачу.

3) Предложить совершенно иной способ решения задачи.

Выполняя подобные задания, мои ученики с удовольствием находят недочеты в предлагаемых мной заданиях, придумывают свои варианты, в том числе задачи с фантастическими, несуществующими персонажами. Для лучшего усвоения новой темы составляем вместе сказку о том, как родилась линия.

«В стране Геометрия жила-была точка (учитель показывает на доске, а дети на листочках бумаги ставят точку). Однажды точка подумала: «Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь-ка я в путешествие и поищу себе подружек».

Только вышла красная точка за калитку, а навстречу ей идет зелёная точка. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, куда та идет.

Иду искать друзей. Вставай рядом со мной и идем вместе путешествовать. (Учитель и дети ставят рядом с первой вторую точку).

Через некоторое время они встречают синюю точку.

Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становиться все больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд плечом к плечу, и получилась линия. Так родилась линия. Когда точки идут прямо, получается прямая линия, когда неровно, криво-линия кривая.

Такое объяснение нового материала в форме составления сказки, детям очень нравится и лучше запоминается новый материал.

    Задания на развитие беглости.

1) Найти несколько возможных решений.

2) Выбрать лучший способ решения.

3) Установить сходство и различие.

4)Определить причинно-следственные связи.
  Задания на развитие креативности мышления.

1) Сформулировать свои вопросы.

2) Определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.

3) Высказать свои критические замечания.

4) Самостоятельно оценить ответы одноклассников.

5) Исправить ошибки.

Можно предложить детям следующие задания:

1) Слуховой диктант: 1,3,6, 10, 15…

- придумай свою числовую закономерность.

- придумай закономерность из геометрических фигур.

2) Изобразите новую геометрическую фигуру, дайте ей название.

3) На доске начерчены два неодинаковых отрезка. Придумай прибор, позволяющий сравнить их.

4) Начерти прямоугольник с периметром 24 см.(6 решений)

5) Найди корень уравнения (х-17)*0=0 (множество чисел от 17 до бесконечности)

6) Змей Горыныч обещал детям выпустить их на волю, если они принесут ему воды без самого ведра (дополнительное условие: зимой). Воду можно заморозить.

7) Персей убил Медузу Горгону, смотрясь в щит, отполированный до блеска. А каким образом ещё можно решить эту задачу? Ответы детей могут быть разнообразными.

   2.3.5. Задания на развитие логического мышления.

1) Переформулировать задачу, перевести её с образного, художественного языка на математический.

2) Выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания.

3) Определить, все ли данные задачи использованы при решении задачи.

4) Установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

Задания, направленные на развитие логического мышления, углубляют математические знания детей, развиваются такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Можно предложить детям следующие задачи:

1) Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?

2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?

3) Два отца и три сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?

4) В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок?

5) Рысь съедает 600 кг мяса за 6 часов, а тигр – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это мясо вместе?

6) Двое учеников очистили 400 картофелин; один очистил 3 штуки в минуту, другой – 2. Второй работал на 25 мин больше первого. Сколько времени работал каждый?

7) На запасном пути стоят 7 пассажирских вагонов и 20 товарных вагонов общей длиной 217 метров. Пассажирский вагон на 4 метра длиннее товарного. Определи длину того и другого вагона.

8) Три школьника купили карандаши. Один отдал за эту покупку 21 рубль, другой 18 рублей, а третий 15 рублей. Первый школьник получил на два карандаша больше, чем третий. Сколько карандашей купил каждый школьник?

9) Летела стая гусей, а навстречу им гусак:

- Здравствуйте, 20 гусей!

- Нет, нас не 20. Если бы в 20 раз больше, да ещё 3 гуся, да ещё ты с нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?

10) В семье 4 детей; им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад. Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?

11) Малыш может съесть 600 г. Варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедают это варенье?

  2.3.6. Нестандартные задачи на умножение и деление

1) Можно ли 10 книг расставить на 3 полках поровну?

2) Чему равно произведение 0*1*283*4*5?

3) Запиши все пары чисел, произведение которых равно 12.

4) Хватит ли 8 двухместных парт, чтобы рассадить 20 учеников?

5) Придумайте и запишите такое число, не равное 0, которое делится на 3, на 4, на 6.

6) Запиши цифру 5. Какую цифру нужно приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

7) В записи 6 5 2 расставь знаки действия и скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно 42. Запишите равенство.

8) Каждый торт разделили пополам, а каждую половинку ещё пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?

9) Через 5 лет Петя будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет ему сейчас?

10) Какие два целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?

11) Лена хотела умножить какое-то число на 7. При умножении она ошиблась и у неё получилось18, что на 3 меньше верного ответа. Какое число Лена хотела умножить?

  Сказка о том, как прямая превратилась в отрезок

Жил был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:

- Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?

- Засмеялась прямая:

- Эх, ты, карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

- Тогда я поверну назад, – сказал карандаш. – Я, наверно, пошёл не в ту сторону.

- И в другую сторону тоже не будет конца. У линии совсем нет концов. Прямая даже спела про себя песенку:

- «Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути.»

Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

- Как же быть? Что же мне так и придётся идти без конца?

- На, если не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, – подсказала прямая.

- Ура! – закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу гулять по прямой линии от точки до точки. Что же получилось на прямой? Как это называется?

- Это мой отрезок, – улыбнулась прямая линия.

- Отрезок прямой! Отрезок прямой! – с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого»

  Задания на разминку.

Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективного усвоения знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые могут быть включены в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности.

- Какое сегодня число?(1 класс)

- День недели? Месяц?

- Какая буква третья в алфавите?

- Быстро назовите пять имен девочек?

- Сколько всего ушей у трех мышей?

- Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

- Сколько яиц можно съесть натощак?

- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?

- Перечислите пять деревьев, названия которых начинается с гласной буквы?

- Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?

- Кто становится выше, когда садится?

- Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга.

 Пример открытых заданий (на которые нет и не может быть заранее известных ответов и решений).

1) Что общего и в чем отличие цифр от 1 до 9 и девяти цветных стекол и одного прозрачного?

2) Сочини сказку про «+», «-», «=».

3) Дай свое определение «уменьшаемому».

4) Изобрети новую геометрическую фигуру с 6 вершинами. Дай ей название.

5) Сравни таблицу умножения с алфавитом и найди, чем они похожи, а чем отличаются.

6) Разработай рекомендации для своих товарищей о том, как быстрее выучить таблицу умножения.

  Числовые последовательности

Условия задачи очень простые.

1) Взгляни на ряд чисел, отделенных друг от друга запятыми.

2) Постарайся понять правило, по которому составлен этот ряд, и попробуй описать это правило словами.

3) Догадайся. каким должно быть следующее число.

4) Запиши его в конце ряда.

5) Проверь решение.

6) Если решение правильное, обведи красным карандашом номер примера.

7) Посчитай, сколько задач ты решил.

8) Если правильно решено больше половины всех задач, поставь себе отметку 5.

9) Если ты справился с половиной или с меньшим числом задач, поставь себе отметку 4.

Начнем с самых простых примеров.

1) 3, 4, 5, 6, 7, 8________________________________________

2) 5, 7, 9, 11, 13________________________________________

3) 4, 8, 12, 16, 20_______________________________________

4) 11, 22, 33, 44, 55, 66__________________________________

5) 29, 39, 49, 59, 69, 79__________________________________

6) 87, 75, 63, 51, 39, 27__________________________________

7) 112, 223, 334, 445, 556________________________________

8) 1, 2, 2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, _______________________________

9) 100, 99, 97, 94, 90, 85_________________________________

10) 10.123, 234, 345, 456, 567, 678__________________________

Ответы
Романова Татьяна
Романова Татьяна Ольга Валерьевна, спасибо за хороший методический материал 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Елена Забродина
Елена Забродина Ольга Валерьевна, спасибо за большое количество примеров заданий на развитие креативности мышления 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Мария
Мария Огромное спасибо за труд! 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment