Доступные файлы

Файлы не загружены.

Похожие обсуждения

Калашникова О.В. Началось обсуждение Калашникова О.В. 5 года/лет назад
Методики развития креативности
Конечно, ни один тренинг не способен научить человека придумывать

гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит в том, что они

устраняют препятствия, мешающие развитию креативного мышления, главное из которых – страх творчества. Раскрепостив свое сознание, люди уже не боятся провала или насмешки и предлагают свои идеи более активно.

Приведем пример 10 самых популярных методик для поиска новых идей.

1. Мозговой штурм. Автор - Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию

идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их

развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма – брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

2. Шесть шляп. Автор – Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты. Автор – Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4. Синектика. Автор – Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности – в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов. Автор – Чарльз Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном

предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ. Автор – Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7. Непрямые стратегии. Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт.

Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8. Автобус, кровать, ванна.

Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример –Архимед с его ванной.

9. Расшифровка. Берется непонятная надпись на чужом языке – скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10. Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность.

Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко

описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы... Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

• Что если бы люди вели ночной образ жизни?

• Что если бы свиньи могли летать?

• Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

Испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца. Усовершенствование Данный тест сходен с предыдущим: испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.

Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.

• Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.

• Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача

отложена, вы переключаетесь на другие занятия.

• Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.

• Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и

пригодность.

Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее

успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, —лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.

Вопрос 1 (15 минут) Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?

Вопрос 2 (30 минут)

При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне

возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?

Вопрос 3 (10 минут)

Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?

Вопрос 4 (10 минут)

Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?

Вопрос 5 (15 минут).

Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально

прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью

максимальное освещение.

Ответы
Романова Татьяна
Романова Татьяна Ольга Валерьевна, спасибо за представленный материал. Я на своих уроках тоже стараюсь использовать "ментальные карты", чаще на уроках геометрии. Информация... Показать больше 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Лариса
Лариса Спасибо, Ольга Валерьевна. Очень хороший материал, попробую в своих классах, я использовала только "мозговой штурм" и "ловушка для идей" 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Ирина
Ирина Спасибо за информацию! Обязательно воспользуюсь разработками 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Елена Забродина
Елена Забродина Ольга Валерьевна, спасибо за хороший представленный материал. 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Галина
Галина Спасибо, Ольга Валерьевна. Шесть шляп использовали при проведении итогового педсовета. Получилось необычно! 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Татьяна
Татьяна Ольга Валерьевна, спасибо за материал. Обязательно воспользуюсь данными методиками. 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Куликова Анна Анатольевна
Куликова Анна Анатольевна Ольга Валерьевна, спасибо за представленный материал. Интересная и полезная информация. 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment