Галина Ивановна Фадеева Началось обсуждение Галина Ивановна Фадеева 11 месяца(-ев) назад
ШКОЛА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Алешкова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ

с. Кошки, Historik12@rambler.ru
В последние годы в России все больше внимания уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

       Почему эта проблема является глобальной и актуальной? Можно выделить следующие причины:

• стремительное развитие процесса информатизации общества, которое выступает проявлением общей закономерности развития цивилизации;

• функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут.

      Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной, т.е. школа должна стать информационно-технологической средой, с постоянно развивающимся учебным пространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, интернет, электронная почта). Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

      Информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.

      Каждое новое время ставит новые задачи перед учителем, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне». На этом этапе задача учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:

    - уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

    - повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;

    - глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

    - оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

    - собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;

    - тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся, родители);

    - творчески осмысливать результаты своей деятельности;

    - обладать широкой эрудицией.

      Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки учителя.

      С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:

• «Перенос центра тяжести с обучения на учение. Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию».

• Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.

• Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей.

• Смена модели «образование на всю жизнь» новым подходом – «образование в течение всей жизни». Это обусловлено ускорение темпов развития цивилизации. Знания быстро устаревают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.

• Формирование сетевых сообществ в сфере образования позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал.

• Учителя в режиме реального времени осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию.

• Получение образования независимо от места проживания и мобильности человека.

• Образование постепенно становиться доступным и открытым для всех (дистанционное обучение).

      Учащиеся в современном мире имеют доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками. Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники

Применение компьютера помогает учителю сократить время подготовки к урокам.

      Информатизация общества порождает не только новые возможности для человека, но также и принципиально новые проблемы. Эти проблемы охватывают все сферы жизнедеятельности человечеств.

      А каковы эти проблемы в образовании?

      Вот основные из них:

1. Недостаточная оснащенность школ компьютерами из-за нехватки средств на их приобретение.

2. Многие имеющиеся школьные компьютеры морально устарели. Они, как правило, маломощны, редко оснащены доступом к сети Интернет.

4. Трудности ориентации в гигантских потоках информации.

5. Недолговечность используемых носителей информации. Информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена.

6. Трудности отбора качественной и достоверно информации, т.е. угроза дезинформации.

8. Возможность манипулировать сознанием людей в результате влияния на общество средств массовой информации.

9. Появление информационных болезней, когда человек полностью уходит в виртуальный мир компьютера, переставая осознавать реальность.

  Использование компьютерных технологий в школе позволят дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности.
     
Используемая литература:

• Гузеев В.В. Информационные технологии. Школьная библиотека. – №6, 2007.

• Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. Школьная библиотека. – №8, 2007.

• Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – Санкт-Петербург, 2007.

Ответы
Правдина Наталия Аликовна
Правдина Наталия Аликовна Новые проблемы, которые порождает информатизация общества особенно затрагивают небольшие сельские школы. Школы недостаточно оснащены компьютерами,... Показать больше 11 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Галина Ивановна Фадеева
Галина Ивановна Фадеева Добрый вечер, Светлана Васильевна. Тема, затронутая Вами актуальна. Большая роль в информационном обществе отводится учителю. От его... Показать больше 11 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Романова Татьяна
Романова Татьяна Светлана Васильевна, вы правы в том, что сегодня владение ИКТ- технологиями сравнивается с умением писать, читать, считать. Каждая профессия... Показать больше 11 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Светлана
Светлана Уважаемые коллеги, спасибо всем за отзывы к моей статье. 11 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Лариса
Лариса Светлана Васильевна,статья интересная! Действительно,компьютерные технологии развивают творческие способности детей и активизируют их познавательную деятельность... Показать больше 11 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Светлана
Светлана Лариса Валентиновна, спасибо за комментарий к моей статье. 11 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment