Борисова Н.П. Началось обсуждение Борисова Н.П. 9 месяца(-ев) назад
Романова Татьяна Александровна – учитель математики

 высшей категории  ГБОУ СОШ с. Надеждино  



Информационные компьютерные технологии с каждым днём всё надёжнее внедряются в нашу повседневную жизнь. Цифровые средства – это те средства, которые позволяют выполнять интеллектуальную работу, и они столь же необходимы, как и возможность писать в предыдущих столетиях. Умение пользоваться компьютером в наши дни можно сравнить, с умением читать и писать. Компьютер – это инструмент, сродни шариковой ручке, весам, учебнику. Он – помощник в усвоении основных принципов и тонкостей работы с информацией во всех ее формах, а восприятие информации – первая ступень в познании окружающего мира.

Компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование.  Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. В тоже время в наших школах с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Окончив школу, дети с ОВЗ будут поступать в профессиональные учебные заведения, затем трудится на предприятиях в различных отраслях. Чтобы наш ученик был успешным в будущем, сегодня нужно уделять достаточное время формированию ИКТ-компетентности.

Идеи инклюзивного образования получают все большее распространение: возникают законодательные инициативы, создаются государственные программы, организовываются центры сопровождения инклюзивного образования.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Последние изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования.  Обучение детей с ОВЗ на уровне основного общего образования осуществляется в соответствии с ФГОС основного общего образования по адаптированным образовательным программам.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.  Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся с ОВЗ. Дети становятся активными участниками урока.

Использование ИКТ на уроках позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения.  Наличие к учебном классе учительского ноутбука безгранично расширяет эти возможности.

Я эффективно использую свой ноутбук на этапах закрепления как индивидуальный компьютер для ребенка с ОВЗ в период, когда весь класс выполняет более трудные задания.

1.    Составляю задания  программе Microsoft Word: «восстанови правило», «выполни по образцу», «найди ошибки»,  «восстанови алгоритм действий» например предлагаю выполнить такое задание:

Алгоритм решения

неравенств второй степени с одной переменной.

•    Изобразить схематически _____________ в координатной плоскости.

•    Рассмотреть функцию, соответствующую данному неравенству, определить  ________________ветвей параболы.

•    Записать ответ.

•    Найти _______   функции, т.е. абсциссы точек пересечения параболы с осью х, если они есть.

•    Выбрать нужные промежутки.

Ученик вписывает пропущенные слова, перемещает строки, нумерует. Выполнение заданий способствует формированию  ПУУД: классификация объектов, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей, подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений. Ученик учится  работать  с информацией,  приобретает навыки работы с программным обеспечением.

2.    Предлагаю ученику выполнить подготовленные Тесты в программе PowerPoint или Excel. Дети имеют возможность проходить их многократно. Сегодня в каждом классе нашей школы есть точка доступа в Интернет. Следовательно, существует возможность в рамках индивидуальной работы при систематизации знаний учащихся, подготовке к контрольной или самостоятельной работе, к ГИА эффективно использовать  ЭОР онлайн-тестирования.  Ребенок с ОВЗ  с неподдельным  интересом  выполняет тесты с простейшими заданиями на сайте  Online test pad (http://onlinetestpad.com/ru/tests/math ) Я предварительно готовлю ссылки на тесты или предлагаю найти самостоятельно, указывая раздел. Парой тесты с простыми заданиями размещаю на данном сайте сама. Для выполнения практических заданий использую на уроке ЭОР Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР  http://fcior.edu.ru/ ) модули практических занятий (П-тип).

В последнее время часто в качестве индивидуального занятия ученикам 8, 9 классов предлагаю выполнить задания на Образовательном портале для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ» https://math-oge.sdamgia.ru/?redir=1. В каталоге заданий нахожу тему, которую на данном уроке изучает класс, далее ребенок сам учится  находить,  выбирать задания в подкаталогах. При выполнении ученик может воспользоваться пояснением или подробным решением, сравнить полученный ответ, решить аналогичные задания по образцу.

3.    Одним из эффективным примером использования учебно-лабораторного оборудования при реализации адаптированной программы является работа с Системой контроля  и  мониторинга качества  знаний PROClass. Решая тесты со всем классом, получив положительную оценку, ученик может адекватно оценить свои возможности, провести самоанализ.

4.    На уроке парой такие ребята отказываются выходить к интерактивной доске. Но зато во время коррекционно-развивающих занятий они с интересом выполняют задания на ИД.

Безусловно, что на одном уроке  ученик не работает за ноутбуком более 15 минут. Необходимо соблюдать требования СанПиНа, учитывать психологическое и физическое состояние ребенка, применяя здоровьсберегающие технологии.

Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. А также решают следующие задачи:

•    формирование и развитие ИКТ-компетентности;

•    коррекция психического здоровья;

•    индивидуализация и дифференциация обучения;

•    повышение эффективности обучения;

•    интеграция детей в информационное пространство ресурсов Интернет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в интегрированном классе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.  Практика показала, что в процессе активного применения учебно-лабораторного оборудования на уроке повышается мотивация и интерес у ребенка к обучению,  активизируется и повышается познавательная,  мыслительная деятельность, повышается качество результатов деятельности.

Загрузка содержимого, подождите, пожалуйста.
Ответы
Правдина Наталия Аликовна
Правдина Наталия Аликовна Татьяна Александровна! Я с Вами полностью согласна, что для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают... Показать больше 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Зоя
Зоя Татьяна Александровна, я с вами согласна, ведь предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей с ОВЗ в начальных... Показать больше 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Романова Татьяна
Романова Татьяна Большое спасибо за ваш интерес к моей работе. Дети с ОВЗ, обучающиеся в интегрировано общеобразовательном классе, очень часто нуждаются в стимуляции не только... Показать больше 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Лариса
Лариса Татьяна Александровна, я полностью согласна с Вами, что благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и... Показать больше 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Романова Татьяна
Романова Татьяна Спасибо 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Галина Ивановна Фадеева
Галина Ивановна Фадеева Здравствуйте, Татьяна Александровна. Ваша статья актуальна на сегодняшний день. Использование ИКТ-технологий в обучении детей с ОВЗ является одним... Показать больше 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Светлана
Светлана Татьяна Александровна, в своей статье Вы затронули интересную тему. Действительно, детям с ОВЗ ИКТ- технологии необходимы, так как благодаря... Показать больше 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Романова Татьяна
Романова Татьяна Коллеги, спасибо за положительные комментарии 9 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment