Доступные файлы

Похожие обсуждения

Галина Началось обсуждение Галина 4 года/лет назад
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

Пожарова Галина Александровна

Учитель математики

ГБОУ ООШ с. Четыровка

e-mail pozharova.galina@yandex.ru
В качестве эпиграфа я хочу взять слова математика А.Н. Крылова «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение».

         Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях, когда информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц. Как показывает практика, одним из эффективных способов развития математической грамотности является практико-ориентированные задачи. Это задачи, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
 
      Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, а также работать в парах и в группах, развивать свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности. Систематическое решение практико-ориентированных задач способствует более качественной профессиональной подготовке выпускников.

         Я считаю, что практико-ориентированные задачи являются важным элементом обучения математике. Каждый учитель не единожды за свою профессиональную деятельность сталкивается с логичным вопросом от учеников: «А как ваш предмет пригодится нам в реальной жизни?». Практико-ориентированные задачи – это ответ на этот вопрос от учителей математики. С помощью них ученики могут уже в школе применять математические знания в ситуациях, с которыми потом столкнутся во взрослой жизни. Я решаю со своими учениками практико-ориентированные задачи не только в рамках подготовки к ОГЭ по математике. Для каждой новой темы я подбираю подходящую задачу, максимально приближенную к реальности. Я хочу, чтобы ученики тут же применяли новые знания на практике. Кроме того я даю практико-ориентированные задачи в качестве домашнего задания и настоятельно рекомендую решать их вместе с родителями. Так мои ученики вместе с родителями рассчитывают стоимость ремонта или поездки на море с учетом всех факторов и выбирают самый выгодный вариант.

        Чтобы ученики лучше понимали смысл практико-ориентированных задач, я предлагаю им самим составлять их. В научной деятельности школьников тема практико-ориентированных задач тоже отражается. Так ученик 9 класса готовит работу «Геометрическая и арифметическая прогрессия в окружающей нас жизни» на научно-практическую конференцию. В прошлом году моя ученица заняла 3 место за исследовательскую работу: «Проценты в нашей жизни».

Также мы с ребятами из 5 класса завели общие тетради для задач. На первой странице мы записали «Памятку»:

1. Внимательно прочитай текст задачи!

2. О каких объектах идет речь в задаче?

3. Что известно, а что неизвестно в задаче?

4. Что нужно найти в задаче?

5. Каким способом можно решить задачу?

6. Оформи краткую запись текста задачи или выполни чертеж (рисунок), таблицу по тексту задачи.

        В тетрадях, как образец оформления, решаем 2-3 задачи по каждой из разновидности, добавляя в каждом последующем классе (задачи на части, проценты и пропорции; процентное отношение двух чисел; задачи на проценты; задачи на уравнения, на движение; задачи на производительность и т.д.). В 9 классе, определив, к какому типу относится задача, находим способ решения в тетради, благодаря чему экономится время и упрощается подготовка к ОГЭ.
Список использованной литературы:

1.Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике. – М., 2014.

2.Использование практико-ориентированных задач при обучении Математике. – URL: http://festival.1september.ru/articles/642510/

3.Ященко И.В. Математика. ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий 2020: –Издательство «Экзамен»,М.,2020

Загрузка содержимого, подождите, пожалуйста.
Ответы
Елена Забродина
Елена Забродина Полностью согласна с вами Галина Александровна и считаю, что составление и выполнение компетентностно - ориентированных заданий является самым... Показать больше 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Елена Забродина
Елена Забродина спасибо за интересную и полезную статью 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Галина
Галина Елена Петровна, благодарю Вас за отзыв к моей статье! 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Лариса
Лариса Галина Александровна,спасибо за интересный материал! Уверена ,что использование в системе на уроках математики специальных задач и заданий формирует... Показать больше 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Галина
Галина Лариса Валентиновна, спасибо за комментарий. 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Юлия Васильевна
Юлия Васильевна Галина Александровна, спасибо за материал, я считаю, что ведение так называемых справочников или тетрадей с памятками действительно облегчает... Показать больше 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Галина
Галина Юлия Васильевна,спасибо за комментарий.Всего вам хорошего! 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment